Главная \ Обучение иностранному языку \ Обучение аудированию

Обучение аудированию

Аудирование – сложный процесс, заключающийся в умении воспринимать и обрабатывать информацию на слух. Относится к рецептивным видам речевой деятельности, то есть предполагает восприятие информации, а не процесс порождения, как например, в случае с речевыми умениями по говорению и письму. В отличие от другого рецептивного вида РД – чтения, процесс аудирования осуществляется без зрительной опоры, что делает его намного сложнее.

К сожалению, при обучении английскому языку в школе, развитию данного вида речевой деятельности часто не уделяется достаточного внимания. Так как аудирование оценивается на итоговой аттестации, а также это неотъемлемая часть устной коммуникации, репетитору по английскому языку нужно планомерно и эффективно развивать этот вид речевой деятельности.

Типы аудирования

Различают два типа аудирования:

  • Контактное

Проявляется в устном общении собеседников друг с другом. Необходимо для осмысления информации для последующего ведения диалога.

  • Дистантное

Это прослушивание радио, телевизионных программ на иностранном языке, аудио.

Психологические характеристики

Согласно многочисленным исследованиям успешность восприятия и переработки информации зависят от жизненного опыта (чем богаче и шире наши познания по той или иной теме, тем легче воспринимается аудиотекст), а также от степени развития различных психологических механизмов: речевого слуха (интонационного и фонематического), оперативной и долговременной памяти, внутреннего проговаривания, вероятностного прогнозирования (антиципации), внимания.

Вероятностное прогнозирование – это компенсаторное умение, предполагающее предвосхищение событий. Бывает двух видов:

  • Смысловое – это способность учащегося использовать свой прошлый опыт для прогноза развития того или иного хода событий
  • Структурное (лингвистическое) – знание сочетаемости лексических единиц (словосочетаний, устойчивых выражений, союзов), необходимое для облегчения процесса восприятия.

Облегчение процесса прогнозирования обеспечивается через:

  • Лингвистические элементы (повторы, синонимы, вводные слова)
  • Паралингвистические средства (паузы, мимика, жесты, пожатие рук и т.д.)

Успешность аудирования также связана с лексическим запасом. Различают три типа словаря:

  • Продуктивный
  • Рецептивный (приобретается в процессе чтения)
  • Потенциальный (эти слова являются незнакомыми, но при знании суффиксов и префиксов иностранного языка, можно догадаться об их значении).

Потенциальный и рецептивный словарь воспринимаются субъективно, их восприятие зависит от умения прогнозировать.

Система упражнений для обучения аудированию

Существуют различные типы упражнений, главным является их правильная последовательность. Планируя типы упражнений и их количество, нужно учитывать сложность текста и уровень подготовки учащихся.

Существуют следующие системы упражнений:

Тренировочная

Тренировочная система также называется подготовительной. Её цель – снять лингвистические и психологические трудности.

  1. Упражнения для обучения речевому слуху

Например: прослушайте и повторите: vert – verte, doux-douce (женский и мужской род прилагательных во французском языке)

  1. Для обучения вероятностному прогнозированию:
  • Назовите значения прилагательных, образованных из известных вам суффиксов:

Help – helpful

Home – homeless

Colour – colourful

  • Прослушайте прилагательные, назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются
  1. Упражнения для развития памяти
  • прослушайте слова, запомните только те, которые относятся к данной теме
  • прослушайте несколько фраз, соедините их в одно сложное предложение
  1. Упражнения для распознавания имён собственных
  •  прослушайте текст, сгруппируйте имена собственные по определённому признаку
  •  объясните разницу в произношении похожих географических названий

Подсистема речевых упражнений

  1. Упражнения  для частично управляемого обучения аудированию:
  • ознакомьтесь с рисунками, в процессе слушания выберите наиболее подходящие
  • прочитайте заголовки, выберите подходящий
  • ознакомьтесь с пунктами плана, расположите их в правильной последовательности
  1. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию
  • прослушайте диалог, перескажите его в форме монолога
  • прослушайте текст, изобразите содержание на рисунке
  1. Упражнения для развития смысловой переработки
  • прослушайте текст, выпишите основные мысли
  • прослушайте текст, обсудите поднятую в нём проблему

Некоторые пособия и сайты для обучения аудированию

В хороших современных пособиях аудирование как и другие речевые умения отрабатываются в комплексе. Однако есть специальные пособия, развивающие только аудирование, иногда вместе с заданиями на говорение. Например:

  • Timesaver listening. Подходит для подростков

В содержании чётко обозначены затрагиваемые грамматические структуры (например, zero conditional) или речевые функции (как дать совет), а также даны различные виды упражнений  (напишите, верны утверждения или нет; заполните пропуски; выберите подходящую картинку). В конце представлены задания на обсуждение затронутых проблем.

  • Серия Boost! издательства Longman посвящена тренировке различных навыков и умений, в том числе аудированию. В Boost listening представлен американский акцент, затрагивает молодёжную тематику. Включает различные тексты: интервью,отрывки из радиопередач, диалоги, лекции, доклады:

Boost 1 (1)

Boost p27

 

  • Good News,Bad News издательства Oxford. Пособие предназначено для развития понимания на слух новостной лексики и развития навыков ведения дискуссии. Каждый урок состоит из трёх страниц и фокусируется на истории, предъявляемой в формате радио новостей.

Good news bad news

  • JUST listening and speaking

Пособие предназначено как для занятий с преподавателем так и самостоятельного изучения. Аудиоотрывки включают истории, диалоги, радиопрограммы, шутки. В задания на говорение входят ролевые игры, дебаты, интервью. Есть также упражнения на произношение отдельных звуков, ударение и интонацию.

  • Listen carefully издательства Oxford предназначено для взрослых и студентов, начинающих изучать язык.

Содержит разные акценты, на которых говорят в Великобритании, США, Австралии, а также произношение людей, не являющихся носителями. В книге отражены различные ситуации: от понимания цифр, фамилий, адресов до описания людей и предметов, интервью, объявлений в аэропортах.

Listen carefully prices p 22

Listen carefully airports

  • Сайты британского совета для детей, подростков, взрослых.

Задания распределены по уровням. Для детей много видео как с субтитрами, так и без. Задания можно как распечатать, так и выполнить на компьютере, также можно распечатать текст и ключи.

Таким образом, аудирование является сложным процессом восприятия новой информации на слух. При его реализации задействуется жизненный опыт учащихся, различные психологические механизмы, а также виды словаря. Учителю же необходимо планомерно развивать данное речевое умение с использованием различных упражнений, учитывающих степень сложности звучащего текста, а также текущий уровень языка обучающегося.

Спецпредложения
Спецпредложения
До 07.09.2018 первое занятие со скидкой -50%!

Занятие длительностью 60 мин.

 

Еще акции