Главная \ Обучение детей английскому \ Обучение детей чтению на английском языке

Обучение детей чтению на английском языке

Готовность детей к обучению чтению на английском языке зависит от нескольких факторов: грамотность в родном языке, уровень развития устной речи, степень интереса к чтению, программа, учебники. В английском языке обучение технике чтения является сложным процессом, так как существует четыре типа слога, кроме того, есть безударные слоги со своими правила чтения и множество исключений.

Обучение технике чтения

 Подходы к обучению техники чтения

Фонематическое восприятие

При таком подходе учащиеся запоминают только устную форму слова. Учащиеся работают со звуками.  Сюда относятся следующие упражнения:

  • Ввод и отработка определенного звука, например [s]. Учащиеся называют своё имя, а затем заменят первый звук своего имени звуком  [s].
  • Показывая на картинку произнести часть слова без первого звука, учащиеся должны понять, какой звук отсутствует.
  • Повторить изученные слова по картинкам. Один учащиеся выбирает две карточки, в которых слова начинаются с одного и того же звука.
  • Игра: загадать животное и назвать первую его букву.

Метод звуко-буквенных соответствий (phonics)

Показывает как звуковая форма слова соответствует графической. В его основе – учение о том, что каждое произнесённое состоит из ряда отдельных звуков. Первоначально данных подход был создан для учащихся для детей с дислексией, однако очень эффективен и для остальных детей. Начинать нужно с прочтения слов с закрытым слогом: согласная+гласная+согласная. Например: cat, bad, map, sad. После того ребёнка можно обучать чтению слов по схеме: согласная+гласная+согласная+немая e в противопоставлении с закрытым слогом: mad-made.  К этому методу относятся такие упражнения как:

  • Прочтите слова или текст с буквосочетанием (например, sh, ch, th).
  • Прочтите слова и найдите лишнее слово в данном ряду: cat, bad, dark, map.

Метод восприятия слова как целостной единицы

Преподаватель произносит слово, показывает, как его писать, не анализируя его. Используются два вида карточек: с картинками и словами. Используются такие задания:

  • Соедините слова с картинками.
  • Закройте глаза, посмотрите (в это время преподаватель перемешивает картинки и слова под ними, вывешенные на доске) и найдите ошибки. Правильно соедините слово с картинкой.
  • Можно организовать командные игры: учащиеся должны соединить слова с картинками, находящиеся в разных частях классной комнаты.
  • Игра «Что исчезло?» - учащиеся запоминают вывешенные карточки, затем учитель их убирает или  прикрепляет другой стороной, учащиеся отгадывают, какие карточки исчезли.

Выбор методов

Выбор того или иного метода зависит от возраста учащихся. Так, для более маленьких учащихся подойдёт метод фонематического восприятия. Также необходимо помнить, что каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Например, метод звуко-буквенных соответствий не учитывает исключения, их нужно просто выучить. Но он учит произносить буквы и лёгок в применении для учителей, неплохо себя зарекомендовал. Метод восприятия слова как целостной единицы сосредоточен на значении слова. У учащихся развивается зрительная память и соответственно навыки правописания слов, соответственно они делают меньше ошибок в диктантах, запоминают исключения. Так как в рассказах для маленьких учащихся даётся множество слов с исключениями (нелегко придумать рассказ с короткими словами, с типичными правилами чтения), то дети легче переходят на другую ступень – к чтению как виду речевой деятельности, читая несложные истории. Однако учащиеся не видят определённых буквосочетаний, правил различных типов слогов. Для достижения лучших результатов преподавателю английского языка следует сочетать различные методы.

Обучение чтению как одной из форм письменного общения

Среда для обучения чтению в классной комнате

Дети на начальном этапе изучения  английского языка способны самостоятельно читать небольшие по объёму тексты – это заголовки, отдельные фразы, небольшие стихотворения. Учителю следует не только обучать технике чтения, чтению как одной из форм письменного общения, но всячески поощрять интерес ребёнка к чтению, например, с помощью создания обучающей среды. Это можно сделать следующими способами:

  • Приклеить несколько слов, коротких фраз на доску, дверь, окно.
  • Использовать стенд для чантов, вопросов и т.д.
  • Вывесить полезные слова для работы в классе (classroom English)
  • Создать уголок для чтения с небольшими историями для детей начальной школы, до которых легко дотянуться. Это должны быть красочные книги и должны быть легко читаемыми. В первую очередь, лучше использовать сказки, басни, шутки, комиксы, небольшие стихотворения для детей.
  • Создавать с учениками книги, используя их рисунки, вырезки из журналов. Можно делать одну большую книгу на весь класс в течение нескольких дней или недель или одну книгу для каждого учащегося.

Учителю, прежде всего, нужно показать, что он сам любит читать, а также побеседовать с учениками о том, что любят читать они.

Можно использовать метод т.н. shared reading- учитель или родитель читает одно предложение, ребёнок – другое. В процессе чтения с детьми нужно постоянно поддерживать их интерес – использовать книгу с большими и красочными иллюстрациями и держать её перед детьми, задавать вопросы, пытаясь предугадать ход событий, изображать некоторые действия, задавать вопросы на понимание прочитанного, читать с выражением по ролям.

Типы чтения

Чтение на понимание основного содержания, главной мысли текста (reading for gist или skimming)

Данному виду чтения нужно учить, ограничивая учащихся по времени, исключить перевод на свой язык, учащиеся должны учить не бояться незнакомых слов – т.е. нужно учиться понимать основную мысль без знания абсолютно всех слов. Также не следует анализировать грамматические конструкции в тексте. Примеры заданий на данный тип чтения, который в отечественной методике соответствует ознакомительному:

  • Прочтите и дайте название рассказу
  • Выберите подходящий заголовок
  • Прочти и выбери основную мысль из ряда предложенных
  • Прочти и сформулируй основную идею

Reading for specific information/scanning – чтение для нахождения определённой информации

Данный тип чтения направлен на нахождение определённой информации в тексте. В отечественной методике используются такие термины как «поисковое» и «просмотровое» (выявление полезной для читателя информации) чтения. Учащимся не следует вникать в текст, стараться понять его полностью или его основную мысль, нужно найти конкретные данные в соответствии с заданием: адрес, телефонный номер у одного из героев, подарок на день рождения для Анны (не для всех детей) и т.п.

Чтение с полным/детальным пониманием прочитанного (reading for detail)

Предполагает максимально полное понимание и осмысление текстов. Изучающее чтение предполагает перечитывание информации с целью понять все детали и должно осуществляться на более сложных текстах. Включает в себя такие задания:

  • Прочитайте и скажите, верны ли данные утверждения
  • Ответьте на вопросы к тексту
  • Исправьте информацию в предложениях
  • Прочтите и соедините

Чтение на нахождение и узнавание отдельных слов (reading for recognition)

Не предполагает какого-либо уровня понимания информации, используется для непосредственно с языком. Необходимо прочитать определённые слова или предложения. Например, нужно прочесть текст и найти все слова, относящиеся к мебели.

Интенсивное и экстенсивное чтение

Экстенсивное чтение также называется чтением для удовольствия (reading for pleasure). Учащиеся читают несложные, большие тексты, они заинтересованы смысловой стороной текста, а не лингвистической, сам процесс приносит им удовольствие. При интенсивном чтении нужно работать с лексикой и грамматическими конструкциями.

Три этапа работы над чтением как одной из форм письменного общения

  1. Задания, предшествующие чтению (pre-reading activities)

На данной стадии преподаватель английского языка мотивирует учащихся к прочтению текста, вводит их в данную тему или ситуацию (например: «Что вы знаетео…», «Расскажите, когда вы в последний раз …»), а также снимает языковые трудности, активизируя словарь.

  1. Задания, которые даёт преподаватель в процессе чтения (while-reading activities)

Преподаватель даёт задания различных видов чтения (на понимание основной мысли, для поиска определённой информации, на детальное понимание). Таким образом он контролирует различные уровни понимания.

  1. Задания послетекстового этапа (post-reading activities).

Как и в случае с аудированием преподаватель интегрирует чтение с говорением и письмом, выводя изученное в устную или письменную речь. На данном этапе можно давать такие задания:

  • Составьте диалог
  • Нарисуйте и опишите
  • Расскажите о своём опыте

Итак, обучение письму включает в себя обучение техники письма (используются методы фонематического восприятия, звуко-буквенных соответствий, восприятия слова как целостной единицы), а также обучению чтению как одной из форм письменного общения, состоящее из трёх этапов. Учитель используют задания разных видов чтения (ознакомительного, с полным пониманием прочитанного и т.д.) для контроля понимания. Также преподавателю необходимо повышать мотивацию к чтению и создать соответствующую среду для детей (читательский уголок, слова, прикреплённые к доске, двери и т.п.).

Спецпредложения
Спецпредложения
До 07.09.2018 первое занятие со скидкой -50%!

Занятие длительностью 60 мин.

 

Еще акции