Главная \ Обучение детей английскому \ Учёт психологических и индивидуальных особенностей детей при обучении английскому языку

Учёт психологических и индивидуальных особенностей детей при обучении английскому языку

Обучение детей английскому языку с младшего школьного возраста несёт в себе большой развивающий потенциал для обучаемых: развивает память, внимание, мышление, творческие способности, многие личностные качества: ответственность, инициативность и т.п. Учащиеся учатся работать как самостоятельно, так и взаимодействовать со своими товарищами для решения той или иной учебной задачи. Изучение английского повышает уровень коммуникативных способностей детей с раннего возраста, а также формирует навыки контроля и самоконтроля.

Особенности когнитивных процессов и других навыков детей младшего школьного возраста

Внимание

При планировании урока необходимо понимать, что для школьников младших классов необходим живой урок, проводимый в достаточно быстром темпе. Это связано с особенностями внимания учащихся начальных классов: в этот период сложно сосредотачивать внимание на одном задании и виде деятельности, поэтому план занятия по английскому языку должен предусматривать чередование различных видов заданий.

Самые слабые способности к концентрации внимания у дошкольников. Необходимо каждые несколько минут менять виды деятельности. У детей 1-2 классов смену видов деятельности нужно проводить каждые 5-10 минут, способность сосредотачиваться увеличивается по мере взросления.

Уровень сформированности навыков родного языка

У учащихся 1-2 классов в рамках родного языка хорошо умеют слушать и говорить, а также начинают читать и писать, что накладывает свои особенности на проведение уроков иностранного языка. К концу начальной школы у детей хорошо развиты все навыки родного языка.

Мышление и память

У ребенка в этом возрасте еще не сформирована абстрактность мышления, поэтому успешным при обучении детей является использование различного красочного наглядного материала и игры с ним. Ведущим у более маленьких детей является непроизвольное запоминание, часто хорошо запоминается то, что ярко, красочно и вызывает сильные положительные эмоции. Педагогу необходимо постепенно настаивать на запоминании того, что необходимо запомнить, а не только того, что красочно, интересно.

 

Помимо знаний особенностей познавательных процессов необходимо помнить о том, что каждый человек индивидуален, и в реальной жизни может пользоваться разными способами для восприятия новой информации.

Представьте, что вы, взрослые, купили новую стиральную машину или какой-либо новый гаджет. Вы должны понять, как правильно им пользоваться. Для этого существуют различные способы:

  • Вы общаетесь с друзьями и знакомыми, просите у них совета. Такой путь больше подходит для открытых, общительных людей, экстравертов.
  • Досконально изучаете прилагаемую к прибору инструкцию. Этот способ больше подходит для интровертов.
  • Начинаете «практически» изучать прибор, нажимая на различные кнопки.

Таким образом, каждый из нас имеет свой любимый подход к восприятию нового. Конечно, данные подходы могут комбинироваться.

Теория множественного интеллекта Гарднера

Ховард Гарднер в 1983 году предложил свою теорию об усвоении материла, противопоставляя её общепринятым, классическим подходам.  Тот факт, что учащийся может или не может быстро усвоить тот или иной материал, не является показателем уровня его интеллекта. По мнению американского психолога, необходимо найти другой подход, базируемый на его личных особенностях восприятия, для усвоения этого материала.

Таланты человек зависят от того, насколько развит тот или иной вид интеллекта, или их комбинации. Он выделял их следующие типы:

  • лингвистический;
  • логико-математический
  •  пространственный
  • музыкальный
  • телесно-кинестетический
  • межличностный
  • внутриличностный
  • природный (натуралистический)

По мнению учёного, тип интеллекта указывает не столько на возможности, сильные стороны человека, но и на предпочтительный способ восприятия материла, обучения и самообучения, что является важным и для преподавателя в процессе обучения. При вовлечении в процесс сильных сторон обучаемого, мы повышаем его эффективность. По теории Гарднера невозможно, чтобы одновременно у одного человека были сильно развиты все выделенные им типы интеллектуальных спобностей, максимум – 3.

Использование теории Гарднера для обучения детей английскому языку

Иностранный язык предполагает обучение различным аспектам языка (фонетика, грамматика, лексика) и видам речевой деятельности (чтение, говорение, говорение, письмо и аудирование) и использование различных приёмов, средств.  Это даёт возможность преподавателю использовать наиболее эффективные приёмы и средства при обучении.

Тип интеллекта

Средства восприятия мира

Предпочтения

Потребности

Лингвистический

слова

Любят читать, писать и рассказывать истории

Для данного типа преподавателю стоит использовать в учебном процессе различные игры со словами, чтение книг на иностранном языке, дискуссии и подавать материал через сказку, рассказ. Им можно давать такие задания как: опишите пройденное в дневнике, составьте рассказ, придумайте стихотворение, напишите письмо, найдите ошибки в предложении/

Логико-математический

числа

логика

 

Любят паззлы, тесты, математические операции

Преподавателю нужно привлекать схемы, планы, детективные истории, таблицы, графики, задания на анализ и соответствие данных.

Пространственный

картинки

Обожают чертить, рисовать, раскрашивать

В процесс обучения должны входить рисунки, иллюстрированные книги, красочные карточки, мультфильмы, фильмы, презентации, головоломки, комиксы, поделки.

Телесно-кинестетический

 

умение управлять своим телом

координация движений

Обожают танцевать, мастерить

Предпочтительными являются подвижные и ролевые игры, запоминание информации при выполнении движений.

Музыкальный

звуки

интонация

ритмы

мелодии

Любят петь и слушать песни

Детям с такими  способностями легче запомнить слова и грамматические конструкции через пение песней, проговаривание чантов, составление стихотворений.

Межличностный

взаимодействие с другими

Предпочитают активно общаться и работать со своими товарищами

Таким открытым учащимся наиболее близки следующие методы обучения английскому языку: дискуссии, составление диалогов, ролевые игры, командные игры, опросы, викторины

Внутриличностный

самосознание, умение видеть свои преимущества и недостатки, оценивать свои чувства и намерения

Предпочитают чтение, аудирование, любят мечтать

Нужно использовать книги, давать индивидуальные, а не групповые задания, задавать сочинения. Так как у таких детей сильны самоконтроль, самодисциплина, то они любят разбор и работу над ошибками.

Природный

Обращение к природному миру

Любят животных и растений, ходят в походы, проявляют интерес к экологии

Таким детям нужны истории, книги, аудиотексты по тематике «Мир природы», картинки, иллюстрации флоры и фауны, природных явлений, тексты, посвященные традициям и обычаям в других странах.

Метод полного физического реагирования 

Был создан американским психологом Джеймсом Ашером. Она заключается в следующем: перед тем как научиться говорить на другом языке, нужно много слышать и выполнять различные высказывания в повелительном наклонении, которые очень распространены в повседневной жизни маленьких детей: встань, сядь, держись за руку и т.п.

Конечно, данный метод подвергается критике, т.к. сами по себе речевые умения в области говорения не начнут формироваться при хорошем уровне умений по аудированию, как считал автор, и нельзя выучить иностранный язык даже младшим школьникам, опираясь только на этот метод. Однако любой учитель может использовать этот метод, уделяя ему несколько минут на занятии, например, в таких заданиях:

  • Встаньте, если вы одеты в серое;
  • Положите вашу правую руку на голову, если ваш день рождения в ноябре и т.п.
  • Помашите руками, если …

Использование элементов этого метода создаёт хорошую атмосферу, вызывает интерес к занятию, позволяет каждому выполнять несложные задания на отлично, развивает телесно-кинестетический тип интеллекта.

Таким образом,залогом успешного обучения детей английскому языку на раннем этапе является знание педагогом психологических характеристик обучаемых этого возраста, а также каналов восприятия информации, которые, с одной стороны, обеспечат индивидуальный подход (так, например ученикам с ярко выраженным внутриличностным типом интеллекта нужно давать индивидуальные задания, если они не любят работать в группе), а с другой стороны, а также позволят всесторонне развивать личность, успешно усваивать учебный материал, задействуя различные каналы восприятия (использовать, например, для запоминания слов разные приемы: игры со словами, красочные картинки, аудиозадания с этими словами, паззлы, чанты и т.п.).

Спецпредложения
Спецпредложения
До 07.09.2018 первое занятие со скидкой -50%!

Занятие длительностью 60 мин.

 

Еще акции